Часть первая
С незапамятных времен первобытному человеку две вещи казались наиболее важными: добывать пищу и избегать болезней и смерти. Необходимость добывать пищу заставляла его выслеживать и наблюдать за животными. Постепенно отточенные навыки породили привычку наблюдать за окружающей природой. Первобытный человек, вероятно, моделировал свои первые методы лечения по поведению животных, что было естественно, поскольку он жил в той же природной среде и подвергался тем же типам травм и болезней.
Еще Плиний Старший (23–79 гг. н. э.), римский писатель, в своей «Естественной истории» писал, что некоторым методам лечения просто научились у животных.
Со временем первобытный человек заметил, что закрытие раны предохраняет ее от загрязнения, прикладывание к больной голове холодного камня приносит облегчение, инстинктивное надавливание пальцами на больные места облегчает боль. Добывая пищу, он научился отличать съедобные растения от вызывающих рвоту и диарею. Тяжелые бытовые условия и отсутствие гигиены были причинами инфекций, травм и кожных заболеваний. Человек научился рано и эффективно лечить эти состояния, употребляя в пищу вызывающие потливость растения, обездвиживая сломанную конечность, пережимая кровеносный сосуд, чтобы остановить кровотечение, или прикладывая листья куста к поврежденной коже. Ему часто помогал случай, в результате которого, собирая растения, он научился различать те, которые обладают целебными, болеутоляющими, обезболивающими и опьяняющими свойствами.
Первобытный человек случайно обнаружил, что некоторые собранные им в пищу листья, ягоды и корни улучшают самочувствие больных, а соки некоторых растений ускоряют заживление ран. Он также наблюдал за растениями, которые поедали больные животные, и однажды обнаруженная истина стала наследием, передаваемым из поколения в поколение.
Когда в очаг бросали ветки некоторых кустов или деревьев - первоначально только для того, чтобы разжечь огонь - дым и запах, которые они испускали, вызывали сонливость, вызывали у людей чувство счастья или возбуждения или, возможно, вызывали «мистические» переживания. Древний человек обнаружил, что некоторые деревья, особенно те, что богаты смолой, при горении издавали прекрасный запах. Именно от дыма происходит название парфюма, ведь «духи» происходят от латинского «per fumum», что означает «сквозь дым», а это, в свою очередь, привело к производству ароматических масел. Если одни и те же впечатления появлялись у всех присутствующих и если они повторялись всякий раз, когда сжигались ветки с одного и того же куста, предполагалось, что именно куст ответствен за необычайные эффекты и считался «волшебным».
Влияние ароматов на психическое и физическое состояние человека известно с древнейших времен. Свидетельства, найденные в ходе древнейших раскопок, показывают, что первобытный человек использовал ароматы животных и растений для изменения запаха своего тела и ближайшего окружения. Элементы ароматических растений появлялись в настенных рисунках в пещерах и гротах первобытных народов. Есть свидетельства в виде сосудов для хранения масла и мазей, найденных при раскопках Токсилы 4000 г. до н.э., что люди могли отделять ароматы от растительного материала. В этот период сандаловое масло приходилось перегонять и так наз. аттары, то есть дистилляты ароматических масел, растворенные в сандаловом масле.
В период первобытной общины нет деления общества на классы, в котором только зарождаются зачатки разделения труда по полу и возрасту, и не может быть людей, занимающихся здравоохранением. Медицинская помощь оказывалась всеми на основе опыта, передаваемого из поколения в поколение. Это лечение было примитивным, хотя отдельные меры, действие которых первобытный человек познал эмпирически, впоследствии нашли свое научное обоснование.
История массажа-
доисторический период