История массажа -
Древний Рим

Часть пятая

Для участия в борцовском поединке, кожу натирали мазью из масла и воска, так называемой церомой, а затем слоем пыли. Бои происходили в палестрах центрального корпуса возле олеотерия и конистерии, куда приходили не только мужчины-борцы, но и женщины-борцы, чтобы помазаться маслом по правилам поединков.

Таким образом, спортивная борьба была тесно связана с баней, которая следовала за боем. Баня состояла из трех ступеней. Сначала купальщик, весь в поту, шел в раздевалку — аподитерий. Затем он входил в одну из посудаториев, примыкавших к кальдарию, и еще больше потел от ее жара: это была сухая баня. Затем он шел в кальдарий, где тоже была высокая температура, и где можно было также подойти к крану и сбрызнуть горячей водой свою блестящую от пота кожу, а затем поскоблить ее скребком. Очистившись таким образом, он возвращался в тепидариум, чтобы избежать слишком резких перепадов температуры, и, наконец, шел во фригидарий, чтобы окунуться в холодную воду бассейна.

Врач и травник времен Нерона - Диоскорид на основе своих исследований представил медицинские аспекты использования растительных эссенций, что явилось большим шагом в ароматерапии. Всего римляне создали 3 вида косметики: в виде кремов, в жидком и порошкообразном виде, которыми пользовался и сам Нерон.

Сабина Попеа – жена Нерона была известна тем, что заботилась о своей красоте и каждый день принимала ванны в ослином молоке, после чего ее массировали и смазывали ароматными маслами. Она была поклонницей молочных масок красоты для лица, которые продлевали молодость. Маски делались на основе молока с добавлением пшеничной муки, меда и свежих листьев различных трав. Она, также, заботилась о своем бюсте, укрепляя его глиняными, лимонными и уксусными масками.

У богатых было достаточно денег, чтобы заплатить за соскоб,
массаж, помазание и парфюмерию. Вот как описывается сие действие:
"Трималхион вытерался не обыкновенным бельем, а салфетками из тончайшей шерсти, а затем велел трем массажистам, завернуть в его багряный халат и положить на носилки. Трималхион, должным образом вытертый благодаря заботливому обращению специалистов и несённый на плечах своих людей, вернулся прямо домой, где его ждал обед."

Римские бани оставались очень популярны на протяжении более шестисот лет, завоевав невиданную за всю историю человечества популярность. Один автор писал, что
«бани олицетворяли идеальное времяпрепровождение римлян». О чем свидетельсьвуют рисунки на римских вазах, изображающие сцены под открытым небом, мужчин и женщин (в отдельных комнатах), принимающих душ, стирающих белье, растирающих друг друга, соскребающих кожу стригилами и умащающих маслами.

Во время правления Марка Аврелия христианство простирается от Германии до Месопотамии (ныне Ирак), достигая африканских берегов Средиземного моря, где Александрия и Карфаген являются двумя «маяками». В это время Евангелие начинает приобретать последователей среди представителей аристократии. В Карфагене, первые обращения произошли в еврейских колониях, пополнившихся беженцами из Иерусалима после победы Тита.

Церковь стала осуждать вечеринки и зрелища по религиозным и моральным причинам и в лучшем случае позволяла верующим участвовать в семейных торжествах, свадьбах и церемониях одевания мужчин, если они не связаны с идолопоклонством. Осуждалась полная нагота, а также чрезмерная забота о теле, растирания и массажи. Утверждали что термы и палестры были местами, где «дьявол занимается своими делами».

Смерть Марка Аврелия в 180 году, в некотором смысле, знаменует собой конец античности, переживавшей в то время свой апогей, а также стала предвестницей прихода нового мира.



История массажа - Древний Египет ч.1 >

< История массажа - Древний Рим ч.4