История полинезийского
массажа

Полинезийский массаж - мифология, история и современность

Посещая сегодняшние Гавайи, Новую Зеландию или острова Полинезии, мы можем познакомиться с традиционными методами врачевания и духовного врачевания, которые передавались из поколения в поколение. Во многом это заслуга людей, которые, несмотря на официальные запреты, считали, что действенное и полезное нужно беречь, независимо от позиции миссионеров, прибывших в Полинезию в начале XIX века.

Традиционным знаниям Полинезии
более
1000 лет. Это лечение травами, термальной водой, горячими камнями, применение соответствующей диеты и голодания, а также дополнение этих процедур массажем, объединяющим все эти традиционные дисциплины. Поскольку письменность появилась там менее 200 лет назад с приходом белых миссионеров, все знания передавались только устно, старейшинами, называемыми купунами или кахунами - знатоками различных областей жизни и пользующимися по этой причине особым уважением.

Жизнь полинезийцев имеет особую жизненную философию, в которой господствует «дух алоха». Возможно, в этом и есть секрет радости жизни в гармонии с собой, с природой, обновления своей жизненной силы (маны) за счет особого способа дыхания, упражнений, очищения организма. А также поддержания баланса и внутренней гармонии, за счет использования массажа и специфической гавайской работы с телом и разумом. Такой подход к жизни был правилом во всей вышеупомянутой области. Несмотря на значительные расстояния, эти люди путешествовали по Тихому океану, открывали новые острова, заселяли их, распространяя свои знания и жизненную философию.

В основе природной духовности этих людей лежало послание «алоха» — любви и поддержки ко всем существам, внимательности и осознания себя частью природы, а также особой любви к своей земле (алоха айна). Гавайцы знали разные стили массажа. Массаж назывался Ломи-ломи, слово «ломи» означало разминать, растирать. Однако на каждом из островов развился особый метод массажа, зависящий от традицй, в которой преподавали кахуна.

Особый вид массажа - Ломи-ломи нуи, т.е. высший массаж, выполнялся в храмах (хейау). Предназначался в основном для избранных - касты вождей, жрецов и особенных для племени людей (али'и). Такой массаж служил, например, для получения видения (относительно будущего, выбирать действия, принимать решения) или преобразование - например, для подготовки к важной социальной деятельности или ,как часть обряда, посвящения молодых мальчиков и девочек, вступающих во взрослую жизнь. Такой массаж мог длиться до нескольких дней. Его также можно было использовать в лечебных целях — для очищения и усиления жизненной энергии (маны) вождя или его семьи. Его также использовали целители-кахуны в полинезийских и гавайских деревнях. Практика такого массажа требовала от адепта многолетних тренировок и упорства.

Массаж ломи-ломи стал неотъемлемой частью гавайской культуры. Путешественники, посещавшие Гавайи, писали об этом в своих дневниках. В 1803 году, как писал Арчибальд Мензис: "
Несколько туземцев сидели вокруг нас на Ломи-ломи и разминали наши конечности, что мы нашли очень успокаивающим и приятным занятием. В 1819 г. Фрешеент отметил в своем дневнике что: "Две женщины в возрасте 40 лет стояли рядом со мной на коленях, каждая с одной стороны, массируя и растирая мои конечности, насколько это было возможно. Каждая часть моего тела была размята между моими руками - от рук до ног и от бедер до плеч. Все эти действия вызывали у меня сонливость."

Несмотря на то, что миссионеры неоднократно были свидетелями эффективных процессов исцеления болезней или вправления сломанных костей, в 1893 году языческие практики, т.е. все проявления гавайской традиции – гавайский язык, танец хула, методы духовного исцеления, в том числе массаж ломи, были объявлены вне закона. Но традиционные знания не умерли, потому что они тайно передавались в гавайских семьях и служили коренной общине. Метод передачи был определен как "ики мака лихилихи а мака алава", что означает усвоение через наблюдение и понимание. Поэтому учителя в Полинезии и по сей день больше показывают и поощряют приобретение собственного опыта.

Только в 1970 году закон был изменен, и гавайцы смогли без страха выйти из подполья и продолжить передавать свои традиции, делясь этим наследием с людьми, ищущими такие знания, приезжающими на Гавайи во все большем количестве. Многие ценимые и уважаемые в этой традиции мастера - кахуна, согласились обучать всех желающих, независимо от того, откуда они родом.

Другую традицию, храмовый стиль, представлял Каху Авраам Кавайи с острова Кауаи, умерший несколько лет назад. В 1986 году он решил преподавать и тем, кто был готов, раскрыл секрет гавайской работы с телом, ведущий к глубоким лечебным результатам. Именно по его посланию последователи этой линии обучают Кино Мана (Кино – тело, Мана – энергия), гавайскому искусству врачевания посредством работы с телом, эмоциями и духом, а ломи-ломи нуи является проявлением этого метода. В настоящее время в мире есть несколько учителей этой линии, в том числе Сьюзан Пайниу Флойд, которая, помимо Гавайских островов, также преподает в Швейцарии, Германии и Польше (с 2001 года). В последние 2 года студенты ломи, также, появились в России и Украине.

Сообщение от Авраама Каваи, также, отправилось в Аотеароа (Новая Зеландия - на языке маори). Хеми Фокс - маорийский тохунга, начав с практики ломи-ломи и привнеся особый дух Ма-ури - энергию воинственных маори, создал свою разновидность массажа и дал ему название Ма-ури. В 1992 году вместе с женой Катей они основали в Дании Институт полинезийских лечебных искусств Ма-ури, где обучили несколько сотен человек из Дании, Норвегии, Швеции, Польши и Венгрии. Инструкторы по массажу ма-ури, также, выходят из этой школы и проходят очень строгую и постоянную оценку. Такой подход, безусловно, хорошо защищающий Ма-ури от разбавления и смешения с другими методами, также предъявляет высокие требования к учащимся, часто не привыкшим к такой дисциплине и ограничениям.

Массаж из Полинезии, и особенно гавайский ломи-ломи нуи, становится все более и более востребованной и ценной формой массажа. Вообще говоря, массажисты практикующие ломи не хотят работать в СПА-центрах или известных массажных салонах. Они предпочитают тихую, уединенную работу с избранными клиентами, часто в домашних условиях, где легче создать особую атмосферу, которая позволит людям лучше понять себя, принять свое тело и посмотреть, как они создают собственную реальность, используя свое сознание. И такое наблюдение может стать началом важных и желанных, позитивных изменений в их жизни.
Гавайская пословица гласит: «Всех знаний не найдешь в одной школе, поэтому стоит учиться и понимать других».


История рефлекторного массажа 👉🏻

👈🏻 История массажа - доисторический период ч.2