Часть четвертая

По предположениям, в банных комплексах была комната, называемая ункториум (unguentum — масло) или олеотерион (olea — масло), в которой тела умащались маслами. Весь необходимый в банях реквизит, как-то: сосуды с маслами - ampullae oleariae, скребки - strigillis, простыни - lintea (sabona) приносили рабы, сопровождавшие своих хозяев. В термальных ваннах были и свои сотрудники т.н. банщики-бальнеологи, взимавшие за свои услуги плату, которую не каждый мог себе позволить.

Бани были открыты для публики с пяти утра и закрывались с заходом солнца.
Массаж был неотъемлемой частью римских бань. Грэм пишет: «В этот период массаж в своей первоначальной форме пользовался популярностью у людей всех сословий, от патрициев, богатых, от ученых до бедных. И использовался он для самых разных целей, таких как способ сократить длительный период выздоровления, или как форма роскоши в сочетании с процедурами, доступными в ваннах, или как тренировка, подготавливающая пережить период долгих и тяжелых физических усилий. Поэтому очень часто массаж применялся до и после упражнений и боев, особенно гладиаторами, для облегчения боли при ушибах, а также для их расслабления. Те, кто практиковал растирание и смазывание маслом, а также те, кто подвергался этим процедурам, различались по происхождению и квалификации. Иногда они были терапевтами, иногда жрецами или рабами, но чаще всего это были так называемые aliptai (от alipes, проворный), основной задачей которого было смазывать борцов маслами до и после тренировки и поддерживать их внешний вид.

Во времена Марциала и Ювенала, при Домициане и еще при Траяне никакие формальные правила не запрещали женщинам купаться вместе с мужчинами. Те, кому это не нравилось, могли просто не приходить в бани и пользоваться банями (balneae), предназначенными исключительно для мужчин. Однако многие женщины поддались искушению спортивных игр, которые предшествовали купанию, предпочитая рисковать своей репутацией, принимая ванну одновременно с мужчинами, чем отказываться от удовольствия. Отсюда, по мере роста популярности терм, усиливались скандалы, которые в конце концов закончились вмешательством властей. Адриан, римский император (76-138), чтобы положить конец этим неприятным ситуациям, издал указ, согласно которому мужчины и женщины должны были отныне купаться отдельно.

Ворота зданий, принадлежащих термальным купальням, были открыты для публики независимо от пола с пяти часов утра. В шесть часов открывалось центральное здание, но только для женщин. В восемь или девять часов по очереди в бани входили мужчины, которым разрешалось оставаться там до одиннадцати или двенадцати часов.

Сенека (55 г. до н.э. - 40 г. н.э.) жаловался на деятельность римлян «термальных ванн» и использование массажа, который жил рядом с термальными ваннами во время пребывания на фешенебельном купальном курорте Бахе. В письме к другу он писал:
«Представьте себе все эти голоса всех сортов, которые уши не могут вынести. звук меняется в зависимости от того, ложится ли рука на компактное или плоское тело...» .
 
В греческих банях посетители купались и тренировались обнаженными, в то время как в римских банях носили туники или другие одежды, подходящие для купания и упражнений. Эти ванны, также, различались по типу выполняемых упражнений.
Цельс рекомендовал слегка потеть, а физические упражнения не должны быть слишком напряженными. Гален рекомендовал массаж с маслом, а иногда и горячую ванну после каждого упражнения. Сначала «пациента» купали в теплой воде, а завершали процедуру так называемым фригидариум, то есть прыжки в холодную воду. Очень важным элементом было растирание маслами, которое происходило до и после купания. Но всегда завершающим элементом каждой ванны было растирание и массирование тела маслами, духами или специально приготовленными косметическими средствами. Порядок и продолжительность каждой ванны определял врач и корректировал с учетом физического состояния, возраста и здоровья.


История массажа - Древний Рим ч.5 👉🏻

👈🏻 История массажа - Древний Рим ч.3


История массажа-
Древний Рим